Интервью с главой ЕСМ-Осетия, членом политсовета социалистической партии «Фыдыбæстæ», ополченцем Аланом Джусоевым
10 августа -19:00. Интервью с главой ЕСМ-Осетия, членом политсовета социалистической партии «Фыдыбæстæ», ополченцем Аланом Джусоевым, который всё время с начала грузинского вторжения находился в Цхинвале.
- Как непосредственный очевидец, расскажите что происходило в городе с момента грузинского вторжения?
За день до этого, 6 августа грузинское руководство говорило с нашим руководством о том, что будет перемирие, что будет прекращён огонь хотя бы на один день.
7-го числа в 12 часов грузины появились на окраине города, до этого шли бои восточнее Цхинвала, где несколько сёл были полностью сожжены. Западная часть – селение Хитагурово – оттуда никакой эвакуации не было – полностью уничтожено со всеми жителями. Это было где-то в 11 часов вечера. С 11-и часов с южной окраины Цхинвала «Град» начал планомерно работать по всему городу. Спальный район на южной окраине – там пятиэтажки, девятиэтажки – полностью уничтожен. Потом пошли поливать «Градом» из центра, потом с западной части, потом с северной. Потом пошёл обстрел из миномётов гранатомётов и гаубиц. С утра начала работать авиация. Я был в двадцати метрах от одной разорвавшейся бомбы и пятидесяти метрах от другой - я до сих пор в шоке. Где-то с шести часов утра началось выдвижение танков. Они шли прямо по прямой. Когда они дошли до центра города – начались уличные бои. К этому моменту наши ребята кое-как сорганизовались, стали поджигать танки. Ведь в чём была проблема: за день до этого, 6 августа грузинское руководство говорило с нашим руководством о том, что будет перемирие, что будет прекращён огонь хотя бы на один день. Все ребята с позиций ушли. Получилось так, что нас фактически обманули, воспользовались тем, что позиции пустовали. Наши ребята были уставшие – четыре дня они до этого находились на позициях.
Когда танки были в центре города, ополченцы уже сорганизовались и стали потихоньку давать отпор. И тут уже стала подходить помощь российская. Самое хорошее, самое полезное, что было сделано – это то, что воздух закрыли полностью. Практически всю ночь я сидел в подвале – выйти было практически невозможно. Снаружи били и гаубицы, и гранаты, и мины. Об автоматах речи не было. Автоматы годились только на то, чтобы на них сидеть, чтоб не садиться на сырой пол.
На второй день силы начали потихоньку собираться, и стали подходить российские войска. В принципе, только вчера утром они начали заходить в город, рассредотачиваться и уничтожать танки. Нашими ребятами, нашим подразделением было уничтожено более двадцати танков. Был такой случай – мы захватили один танк и решили танкиста не убивать, решили попользоваться. В свой же танк посадили – и он поехал стрелять по своим – пусть отрабатывает. Пленных очень много. 80% города уничтожено, центра фактически нет. Кругом деревья повалены, всюду руины, воронки.
- В Москву вчера поступила информация о том, что выбитые из города грузины вечером часов в восемь снова туда вернулись.
Северный анклав, который занимали грузины, в принципе зачищен. Ополченцы сейчас этим уже не занимаются, этим занимается министерство обороны, миротворческие войска.
Была попытка. Они продвинулись немножечко – метров на пятьсот с западной стороны, после чего были сразу же российскими и нашими ребятами отброшены. Как только они вышли за границы города, начали отступать, по ним отработала артиллерия. Так что попытка была, я знаю, что на это был приказ их президента, но эта попытка захлебнулась.
- Какова ситуация в данную минуту?
Сейчас периметр города контролирует российская армия, организован вывоз женщин, детей и стариков. Большое спасибо МЧС, они разворачивают лагерь на 500 человек, обещают сделать передвижной полевой госпиталь. Больницы все разрушены – все этажи расстреляны из танков – раненым сейчас оказывают помощь в подвале. Условия очень плохие: в подвалах душно, пол грязный, нет никакой гарантии, что не попадёт в раны инфекция. Где-то часа полтора назад карет пятнадцать скорой помощи прибыло – сейчас потихоньку будут вывозить раненых во Владикавказ.
Северный анклав, который занимали грузины, в принципе зачищен. Ополченцы сейчас этим уже не занимаются, этим занимается министерство обороны, миротворческие войска – зачищают жилые дома, чтобы полностью обезопасить дорогу. На ближайшие дни основная задача – по возможности справиться с последствиями, помогать пострадавшим и обезопасить от дальнейших артиллерийских обстрелов город и пригород. А дальше нужно будет выходить уже к границам.