После признания Россией Абхазии и Южной Осетии политический мир планеты будет отстраиваться заново
Накануне Россия поставила точку грузино-натовской интриге Саакашвили – совсем немного времени понадобилось, чтобы поддержание мира военное переросло в политическое решение. Признание независимости Южной Осетии и Абхазии Россией, вроде бы, стало закономерным шагом в свете непомерной грузинской жестокости, проявленной против мирного населения. Между тем, уже можно говорить о том, что весь мир встревожен последствиями этого шага, и пока неясно, какими они будут.«Грузию стерли с политической карты Земли – с нашей точки зрения, ее нет политически, нет административно и нет военно-стратегически. Долго ли мы будем еще снабжать эту страну электричеством?»
Что это - начинающийся закат США, геополитический капкан для России в Грузии или что-то еще? На эти и другие вопросы в интервью "Накануне.ru" ответил политолог, руководитель Центра геополитических экспертиз, лидер международного евразийского движения Александр Дугин.
"Накануне.ru": Накануне был подписан указ о признании Россией независимости республик Южной Осетии и Абхазии. Какой будет реакция мирового сообщества и будет ли Россия окончательно разрывать отношения с НАТО?
Александр Дугин: Россия разорвала отношения с НАТО еще 8 августа, когда приняла решение защитить югоосетинский народ от геноцида. Мирового сообщества больше нет, поскольку существуют страны, поддерживающие американскую гегемонию, однополярный мир, и существуют страны, которые находятся в оппозиции этому курсу. Люди, которые противостоят гегемонии, есть и в самих США. Апелляция к мировому сообществу теперь бессмысленна – сейчас существует уже два международных сообщества.
Россия вышла из подчинения вашингтонскому центру принятия решений, бросила вызов США – 8 августа военным образом, а накануне это было сделано на практике, политическим образом. Теперь Россия должна удерживать свои позиции. Сейчас мы вступили в войну с однополярным миром.
"Накануне.ru": Тогда какие будут дальнейшие действия российского руководства?
Александр Дугин: России нужно, в первую очередь, закреплять свое военно-стратегическое, политическое присутствие в Грузии. НАТО получило по морде – даже не пощечину и не плевок, а именно сильный удар от России, которая считалась страной, не способной на это. Авианосцы, которые сейчас находятся в Черноморском бассейне, прибыли туда не случайно и не просто так. Я не думаю, что США готовы к прямой конфронтации с Россией, но натаскивать грузинскую военщину для нападения на Россию на территории Южной Осетии и Абхазии НАТО будет.
Поэтому грузинские войска, перевооруженные натовцами, в ближайшее время двинутся к границам Южной Осетии и Абхазии. России придется силовым образом отстаивать территории. Сейчас решается один вопрос – продолжить ли оккупацию Грузии, чтобы предотвратить возможность высадки натовских войск? Я уверен, что российские силовики считают, что именно так и нужно сделать, чтобы потом перенести театр военных действий на Украину. Это система, взаимосвязанная с тем, что происходит сейчас в Грузии, поскольку Ющенко объявил войну России, поддержав Саакашвили.
Скорее всего, вопрос о включении Украины в НАТО будет решаться экстренным образом на днях, и не исключено, что натовские войска будут введены на Украину – и это вопреки мнению 70% населения. Чтобы не допустить этот сценарий, Россия, которая вошла в открытое, фундаментальное противоречие с волей США, должна позаботиться, в первую очередь, об Украине, потому что это ключ к постсоветскому пространству.
Я думаю, что российское руководство переживает самый большой стресс, и можно говорить о том, что Дмитрий Медведев взял на себя колоссальную ответственность. Наверно, о личных драмах мы потом узнаем – что переживали эти люди, когда делали исторические шаги. Действительно за величие надо платить. Мы попали в положение стоящей на коленях страны не просто так: нас били, нас обманывали, нас истязали, чтобы превратить Россию в того карлика, который заключен в смирительную рубашку границ Российской Федерации. Но мы прорвали эту смирительную рубашку.
Также мы показали, что Россия будет защищать своих граждан не только на своей территории, но и за ее пределами. Это, в первую очередь, касается Украины, поскольку дальнейшее продолжение политики Ющенко означает, что "оранжевая" Украина останется "огрызком". Это, на мой взгляд, понимает Тимошенко – она не должна и не может поддерживать Россию, но дистанцируясь от самоубийственной политики Ющенко, она делает очень грамотный ход. Думаю, что именно она переведет в свою поддержку многих противников Ющенко, даже из лагеря Партии регионов, которая действует крайне пассивно и пытается играть по старым правилам, хотя мир после 8 августа уже иной. Сам Янукович оказался заложником своей невнятной политики.
Сейчас мы провели две точки: первая точка – 8 августа, вторая – признание Южной Осетии и Абхазии. Через эти две точки можно провести только одну прямую. Все остальные решения России будут лежать на этой линии. Начинается испытание на прочность не только России, но и всей международной системы, архитектуры стран нового мира, а также – испытание американской гегемонии. Американцы стоят перед выбором – ведь они заварили эту кашу, натравив на нас Саакашвили. Соответственно, у них, наверное, был какой-то план, кроме избрания Маккейна, которое, пожалуй, в этой ситуации гарантировано. Но они думают, что делать дальше: у них есть Афганистан, откуда все больше поступает американских гробов, они хотят ссориться с Ираном, но Иран готов к обороне, они пугают нас своими кораблями, но Россия может дать сдачи. Не исключаю, что начинается долгожданный, заветный закат США как мировой державы.
"Накануне.ru": Считаете ли возможным признание миром Южной Осетии и Абхазии? Если да, какие шаги необходимо для этого сделать?
Александр Дугин: Мир, конечно, долгое время не признает Южную Осетию и Абхазию суверенными государствами, как не признают Северный Кипр или Нагорный Карабах. Но это никого не волнует: Россия не только признала эти республики, но контролирует их военно-политически, экономически и социально. Несколько стран – стран СНГ, стран Латинской Америки, исламских стран, а также, возможно, Китай в перспективе – признают Южную Осетию и Абхазию, и таким образом сформируют клуб многополярного мира, его ядро. Тогда все поймут, что речь не идет о принципе территориальной целостности – этот принцип просто толкуется двумя полюсами (однополярным миром и сторонниками многополярного мира) по-разному.
США использует двойные стандарты: Америка выступает за территориальную целостность Грузии, но против территориальной целостности Сербии. Почему? Потому что Сербия – за Россию, Грузия – за Америку. В тех случаях, когда это выгодно Америке, она делает этот выбор, вообще не заботясь ни о каком принципе. Также следует поступать и остальным. Существует две истины и два мнения. Да, у Америки сейчас позиции лучше, но мы можем решить с одним Пекином вопрос таким образом, что общественное мнение будет на нашей стороне, а в "третьем мире" живет подавляющее большинство человечества.
Говоря о территориальной целостности Грузии, отмечу, что наших военных обстреляли грузинские войска, они уничтожили вплоть до 2 тыс. наших мирных граждан. После этого мы имеем право делать не только с Грузией, но и с ОБСЕ, и с Украиной все, что угодно. Но какие возможности у нас есть – пусть решает наше руководство.
"Накануне.ru": Но ведь Россию уже назвали оккупантом после событий в Южной Осетии, и на Западе речи об агрессии Грузии не идет. Очевидно, что захват Тбилиси будет чреват еще большей реакцией и дезинформацией в остальном мире.
Александр Дугин: Мы уже перешли черту. Нас не назвали бы оккупантами только в том случае, если бы мы срочно дали свободу Северному Кавказу. Нас все равно будут называть оккупантами, так или иначе. Вспомните, Ницше говорил в одном из своих афоризмов: "Злые люди песен не поют, почему же они есть у русских?" Это традиционное отношение к нам как к медведям, злодеям, "bad guys". Западу необходимо самому разбираться со своими двойными стандартами.
"Накануне.ru": Назовите, пожалуйста, главные итоги военного конфликта в Южной Осетии для Грузии, США и России на сегодняшний день.
Александр Дугин: Россия доказала, что является суверенной региональной державой. Она окончательно переломила тенденцию спада. Россия оказалась реальной, а не виртуальной страной, как многие думали. Многие до конца не верили, что это произойдет, полагая, что все путинские речи – только декларация. Оказалось, что это реальность. Величие России было доказано и подтверждено.
Грузии как политической реальности больше не существует. Грузия, в свою очередь, доказала, что "failed state" – это реальное, а не просто виртуальное понятие на постсоветском пространстве. Каждому украинцу надо еще раз вдуматься, что такое "failed state" – государство, формально существующее, а на деле – не существующее. Грузию стерли с политической карты Земли – с нашей точки зрения, ее нет политически, нет административно и нет военно-стратегически. Кроме того, долго ли мы будем еще снабжать эту страну электричеством? Если перестанем, то у Грузии настанет конец. Гарантом территориальной целостности всех стран на постсоветском пространстве является Россия. Я неоднократно говорил: тот, кто считает, что это не так, распростится со своей территориальной целостностью. Сегодняшний день доказывает справедливость этого геополитического тезиса.
Руководство США решило проблему сохранения своего влияния на страну – это тот круг, который стоит за Маккейном. У Америки благодаря Грузии очень сильно выиграли консерваторы и республиканцы. Вместе с тем, Америка показала ограниченность своего влияния. Но ей удалось укрепить свое влияние в НАТО, поскольку Европа не смогла выбиться в самостоятельного игрока – Саркози пытался что-то сделать на первых порах, но европейцев быстро задавила, с одной стороны, решимость русских, с другой стороны – жесткость американцев.«Если Россия выстоит сейчас, в самый сложный момент – то мы начнем существенно влиять на мировую архитектуру. И тогда уже Россия проявит себя как держава мировая».
У США есть шанс быстро принять в ПДЧ Украину и ввести войска НАТО на ее территорию – начать отыгрываться за проигрыш Грузии на украинской карте. Если им это удастся, то, возможно, Грузия станет для нас геополитическим капканом, поскольку борьба, в основном, идет за Украину. России нужно как можно быстрее включаться в решение этой проблемы.
Беседовал Cергей Хурбатов
О своем видении ситуации в Южной Осетии и Абхазии, прогнозах дальнейших действий США и реакции других стран корреспонденту ИА "Росбалт-Юг" рассказал геополитик, лидер Международного Евразийского движения Александр Дугин.
"Росбалт-Юг": Как Вы считаете, какие последствия для России и для мира возможны после признания независимости Южной Осетии и Абхазии?
Александр Дугин: За признанием Россией независимости Южной Осетии и Абхазии последует глобальная перестройка всей мировой архитектуры. Россия сделала военные, политические и дипломатические шаги, которые вошли в полное противоречие с американским представлением об устройстве мира, постсоветского пространства и самих Соединенных Штатов, об их праве распоряжаться тем, кого можно признавать, а кого нельзя.
Россия бросила вызов мировой американской империи и теперь за это будет расплачиваться. Мы сделали важнейшую вещь: мы сломали свое полурабское, полудерзкое поведение, которое до последнего момента можно было сравнить с поведением непослушного ребенка, который по основным параметрам дерзит своему папе, но в ключевых вопросах подчиняется.
Сейчас мы доказали - мы сами папа, и у нас есть свои дети, которых мы в обиду не дадим. А когда в мире появляются два папы вместо одного, начинается передел сфер влияния, причем в жесткой форме. Россия, по сути, бросила вызов тем, кто сильнее. Мы сказали: «Да, мы понимаем, что вы нас сильнее, но своей территорией мы управляем сами». Это серьезное заявление.
"Росбалт-Юг": Какие шаги необходимо предпринять, чтобы удержать такую ситуацию?
Александр Дугин: Сейчас мы находимся в эйфории: мы победили военную машину Грузии, уничтожили ее, признали наших друзей независимыми. Теперь остается удержать эту ситуацию. Но это не локальный вопрос. Удержать ситуацию – значит не просто не допустить контратаки грузинских агрессоров. Сейчас нужно предотвратить массированное нападение со стороны США на территорию этих республик. Самое трудное впереди: мы выиграли битву, но еще далеко не сражение.
России для того, чтобы справиться с этой ситуацией, надо просто перестраивать общество, экономику, политику, информационную и образовательную сферы – вообще все – на военный лад. Мы вступили в войну. Нам понадобится подкрепление, консолидация общества. Мы уже никогда не вернемся к России до 8 августа 2008 года. Мы теперь будем стоять на грани ядерного конфликта долгое время. Поэтому сейчас, на мой взгляд, Южная Осетия и Абхазия становятся второстепенными по сравнению с той глобальной перестройкой мировой архитектуры, с которой мы имеем дело. Судьба их народов вторична по сравнению с тем, что ждет весь мир. Поскольку мир стоит на грани ядерной катастрофы.
"Росбалт-Юг": Каковы возможные дальнейшие действия Соединенных Штатов по отношению к России и в мировой политике?
Александр Дугин: Америка получила очень серьезный удар от нас. И она должна чем-то ответить. Если они выберут президентом Маккейна, а не Обаму – это будет слабый ответ, потому что Америка, по сути дела, посрамлена Россией. Ее мощь ограничена и представлена ее же сателлитом как блеф. Думаете, Вашингтон будет это терпеть? Тогда он распишется в том, что он уже не мировой папа.
Поэтому я думаю, что нам следует ожидать ответного удара США, очень мощного, возможно, с учетом военных действий. При этом я исключаю то, что американцы сами вступят в конфликт непосредственно с Россией, как и русские войска – с Америкой. Но посредством грузин: вооруженных, науськанных центром – это вполне вероятно.
Маски сброшены. Мы вступили в войну. Теперь страна должна воевать не только вовне, но и внутри, с пятой колонной. Либералы-западники, сотрудники всяческих фондов должны сейчас быть интернированы. На войне как на войне. Если до 8 августа эти люди имели право на свою точку зрения, то сегодня они имеют только одно право: быть изолированными и спасенными от неминуемой расплаты, поскольку, я думаю, патриоты в этой ситуации не будут сидеть сложа руки. Приходит час патриота. Час мести за те унижения, которые мы терпели больше десятилетия от этих граждан. Думаю, определенные особо активные грузинские деятели в России должны подвергнуться такой же участи, как представители той страны, с которой мы воюем.
"Росбалт-Юг": Какие страны, по Вашему мнению, признают независимость Абхазии и Южной Осетии?
Александр Дугин: Далее признание РЮО и Абхазии для нас пойдет чрезвычайно трудно. Вначале независимость двух республик признают наши самые близкие друзья: Куба, Венесуэла, скрипя, Белоруссия, потом – Таджикистан. Это будет происходить в течение месяца, вероятнее всего.
Но самая главная игра развернется вокруг Китая. Если Китай в течение того же месяца поддержит нас – это будет фундаментальный перелом. У Китая две проблемы: Тибет и Тайвань. И вот с Тайванем российский прецедент в отношении Осетии и Абхазии дает шанс китайцам. Если те осознают, что международное право возможно использовать в зависимости от своих интересов, сепаратизм сепаратизму рознь, а территориальная целостность – территориальной целостности – то им станет выгоднее выстраиваться в нашем ключе, поддержать нас – и тогда мы поддержим их.
Так же может поступить Иран, у которого проблемы с южным Азербайджаном. Если всем будет понятно, что Россия действует исходя из евразийских интересов, то есть интересов, в том числе, Ирана и Китая, – нас постепенно поддержат и они. Сирия может поддержать нас еще раньше. И если все будет идти таким порядком – то сформируется не одно мировое сообщество, а два.
Одно однополярное, которое будет оставаться под контролем США, а другое – многополярное, авангардом которого будет Россия. А вот признание двух республик будет пробным камнем для тех, кто распределится по этим клубам. Если Россия выстоит сейчас, в самый сложный момент – то мы начнем существенно влиять на мировую архитектуру. И тогда уже Россия проявит себя не только как региональная суверенная держава, что мы уже доказали, но и как держава мировая.
Беседовала Юлия Болдырева